Круглый стол «Правовые аспекты организации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных аварийными нефтеразливами. Проблемы и пути их решения»

Участники «круглого стола» предложилм внести изменения в следующие статьи ФЗ-151:

1) В пункт 1 статьи 5 в части уточнения определения «противофонтанные работы». Определение понятия «противофонтанные работы» в формулировке, изложенной в абзаце четвертом пункта 1 статьи 5 Закона, относит к противофонтанным работам также действия на объектах, предназначенных для переработки (производства), транспортировки и реализации углеводородного сырья и произведённой из него продукции, что не соответствует специфике данных объектов.

2) В пункт 5 статьи 11 в части корректировки федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение проверок готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации. В данном пункте закона не учтено, что не все ПАСС(Ф) входят в состав сил МЧС России и аттестуются в комиссии МЧС России. Существуют также ПАСС(Ф), входящие в состав сил других федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Необходима корректировка абзаца четвертого пункта 5 статьи 11, в части проведения проверок тем федеральным органом исполнительной власти, которым проводилась аттестация ПАСС(Ф), с привлечением, при необходимости, заинтересованных органов исполнительной власти и государственного надзора.

3) В статью 11 дополнив ее положением, определяющим полномочия Правительства Российской Федерации устанавливать требования по составу, структуре, комплектованию и оснащению ПАСС(Ф), осуществляющих противофонтанные работы. Деятельность ПАСС(Ф), выполняющих аварийно-спасательные работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 № 2124, в котором установлены требования к составу и оснащению таких ПАСС(Ф). При этом, в действующем законодательстве отсутствуют правовые нормы по установлению требований к организации деятельности, составу, структуре, комплектованию и оснащению ПАСС(Ф), осуществляющих противофонтанные работы. Существующий пробел в нормативном регулировании ведёт к тому, что любая организация может быть аттестована на право ведения противофонтанных работ, ей нужно лишь формально исполнить требования по аттестации, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091. Принцип постоянной готовности ПАСС(Ф), выполняющих противофонтанные работы, будет декларативным до тех пор, пока не будут установлены обязательные нормативы на уровне нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.

4) В пункт 2 и пункт 3 статьи 12 в части уточнения, что требования данных пунктов применяются только при аттестации ПАСС(Ф) в соответствии с наименованием статьи 12 «Аттестация аварийно-спасательных служб».

Кроме этого, участники круглого стола отметили, что при аттестации ПАСС(Ф) должны учитываться требования по количеству спасателей, необходимых для обеспечения того или иного вида аварийно-спасательных работ, а также их квалификация, при этом регистрационный реестр спасателей в настоящее время не ведется (отсутствует в открытом доступе). Однако пунктом 37 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» предусмотрено ведение регистрационного реестра всех спасателей, прошедших аттестацию и получивших соответствующие документы.

По итогам состоявшегося обсуждения, отмечая важность и актуальность рассмотренных вопросов, а также необходимость их решения, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

  1. Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции:

создать рабочую группу по внесению изменений в Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части устранения несоответствия требованиям Конституции Российской Федерации и положениям иных федеральных законов, с участием депутатов профильных комитетов Государственной Думы, представителей Минэнерго России, Ростехнадзора, МЧС России, Минприроды России, Росприроднадзора, Росморречфлота, ФГБУ «Морская спасательная служба», Национальной ассоциации по предупреждению и ликвидации нефтеразливов, организаций топливно-энергетического комплекса, ПАСС(Ф), выполняющих аварийно-спасательные работы.

  1. Правительству Российской Федерации:

включить в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2025 год разработку проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части создания, аттестации и функционирования профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований.

  1. Министерству энергетики Российской Федерации:

обеспечить готовность сил функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 «Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации», утвержденного приказом Минэнерго России от 24.09.2018 № 792, зарегистрированным в Минюсте России 06.12.2018 № 52896.

  1. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

обеспечить соблюдение требований пункта 37 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» в части ведения регистрационного реестра спасателей и обеспечения его в открытом доступе.

  1. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору:

продолжить работу по усилению надзора за эксплуатацией трубопроводов на опасных производственных объектах, а также нормотворческой деятельности в данной области;

в ходе проведения проверок опасных производственных объектов, расследования аварий на опасных производственных объектах, уделять внимание готовности ПАСС(Ф) к ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на данных объектах, а также качеству проведения ими профилактической работы;

обеспечить участие в комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, профильных специалистов в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 12 «Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», утвержденного приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102.

  1. Национальной Ассоциации по предупреждению и ликвидации нефтеразливов:

обеспечить информирование представителей организаций топливно-энергетического комплекса, ПАСС(Ф), выполняющих аварийно-спасательные работы и входящих в состав рабочей группы о проведении заседаний рабочей группы.

Поделиться новостью:

Последние новости: